За многовековую историю у России было немало славных битв, но Куликовское сражение занимает среди них особое место. Именно с Куликова поля начался необратимый процесс объединения удельных княжеств в единое государство, называемое ныне Россией. И в нашем многонациональном Отечестве юбилей великого сражения отмечался во всех субъектах Федерации широко, за исключением, пожалуй, Татарстана, где к этому празднованию отношение сложилось неоднозначное.
Ещё в 2001 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев обратился к Владимиру Путину с просьбой исключить из перечня мероприятий, проводимых российским оргкомитетом «Победа», празднования дня Куликовской битвы. Руководитель республики посчитал, что этот праздник унижает национальные чувства татарского народа. Это мнение президента в Татарстане разделили далеко не все, например, верховный муфтий России Талгат Таджуддин заявил: «Хоть мы и татары, но это название к нам только прилеплено. Мы и не монголы, и не татары — мы булгары, которые веками жили на Волге и, между прочим, были первыми, кто воевал с монголо-татарами на территории современной России».
Утверждение, что современные татары — потомки волжских булгар, стало одним из оснований определения возраста города Казани, 1000-летие которой в этом году отметили с величайшей помпой. Однако если ориентироваться на мнение татарского президента о причастности современных казанских татар к чингизидам, то таким древним городом Казань просто не может быть. Кстати, некоторые историки считают, что Казань на самом деле являлась одной из составляющих Золотой Орды и фактически ей не тысяча лет, а семьсот.
Как бы то ни было, но абсолютное большинство современных татар считают Россию своим отечеством и никаких комплексов по поводу битвы, происшедшей 625 лет тому назад, не имеют. Тем более что в её результате был побеждён самозванец хан Мамай, поднявший бунт против законного правителя Орды хана Тохтамыша. Таким образом, Куликовская битва косвенно помогла восстановлению в Золотой Орде государственной преемственности. Так что современным «наследникам Чингисхана» логичнее присоединиться к празднованию дня Куликовской битвы, а не стенать по поводу «унижения татарского народа». Вот что ответил патриарх Алексий II на не умолкающие недовольства со стороны некоторых татарских лидеров: «Не нужно думать, что значение Куликовской битвы состоит в борьбе русских с татаро-монголами. Известно, что и среди русского воинства святого князя Димитрия Донского было много татар, а на стороне воинов Мамая воевали русские. Кстати, и при взятии Казани в 1552 году войсками Ивана Грозного на стороне русских воевало немало татар».
Как бы то ни было, а юбилей Куликовского сражения был отмечен. Отмечен именно 21 сентября, а не 8-го, как того пожелали депутаты Государственной думы, приняв 23 мая 2003 года в третьем чтении поправки к Федеральному закону N 32-ФЗ «О днях воинской славы». Здравый смысл возобладал, и праздник прошёл по церковному календарю. Это лишний раз подтвердило, что российская культура от православия неотделима. На ежегодно проходящих в Москве Рождественских чтениях об этом говорится постоянно и представителями Церкви, и представителями Министерства образования. Также постоянно говорится и о необходимости внедрения в школах предмета «Основы православной культуры». На ура прошла и презентация первого учебника из этой серии. Однако вскоре после презентации в прокуратуру города Москвы обратились видные российские правозащитники с требованием возбудить против автора учебника А. Бородиной уголовное дело по статье «разжигание межрелигиозной розни». В чём же проявилась эта межрелигиозная рознь?
Отделить культуру нации, её мировоззрение, поведение от религиозных догм невозможно. Поэтому вполне естественно, что в учебнике А. Бородиной даётся кратное описание первоосновы христианства — ветхозаветных и евангельских событий, центральными из которых являются распятие и воскресение Христа. Изложенный в учебнике факт, что Христа предали на распятие иудеи, по мнению российских правозащитников, может послужить толчком для гонений на современных еврейских мальчиков и девочек, обучающихся в российских школах. После того как правозащитники дали отмашку, в борьбу с православной культурой ринулись некоторые лидеры радикальных исламских организаций. Но, к счастью, здравомыслящих людей среди российских мусульманских лидеров значительно больше. Так, заместитель председателя Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) муфтий Мухаммедгали Хузин выступил со специальным заявлением, в котором, в частности, говорится: «Мы все прекрасно понимаем и соглашаемся с тем, что около 80 процентов населения Российской Федерации потенциально православные люди. И совершенно ненормально, когда это большинство не имеет права преподавать своим детям религиозную традицию и культуру своих предков… Возникает, казалось бы, сложный и щепетильный вопрос. Как же быть детям неправославной культуры? Мне кажется, что не стоит из этого делать трагедию, как это делают некоторые радетели «чистоты ислама». Ведь «Основы православной культуры» ни в коем случае не подразумевают ни насильственного крещения, ни насильственного богослужения в рамках изучения основ религиозной культуры государствообразующего народа… ЦДУМ России… не имеет возражений по введению предмета «Основы православной культуры».
Несмотря на столь авторитетное заявление, чиновники Московской городской думы не рекомендовали в школах Москвы изучать православную культуру. К счастью, Москва — не Россия, и во многих регионах страны, в том числе и в Новосибирске, к преподаванию православной культуры в общеобразовательных учреждениях относятся положительно. В Татарстане же в школах уже несколько лет преподают основы ислама, занятия по которым охотно посещают и русские православные школьники, родители которых понимают, что знание культуры нации, среди которой проживаешь, лишним не будет.
А в Министерстве образования, ссылаясь на то, что преподавание православной культуры ущемляет права детей других конфессий, приступили к разработке нового курса под названием «История мировых религий». Странно, что в министерстве не заметили, что учебник А. Бородиной вышел в серии «История религиозной культуры». Ну а поскольку, как уже было отмечено в выступлении муфтия Мухаммедгали Хузина, 80 процентов населения страны идентифицирует себя с православием, то вполне естественно, что первый раздел из этой серии был посвящён культуре православной. А вот с какой культуры начнётся преподавание в планируемом курсе «История мировых религий», судя по характерным звучаниям фамилий правозащитников, догадаться несложно.
Валерий МЕЛЬНИКОВ,
"Вечерний Новосибирск"